вторник, 24 сентября 2019 г.

Блажь Хрущёва - как сделать джип за 10 дней и перевоплотить его в Москвич-410


Блажь Хрущёва: как сделать джип за 10 дней и перевоплотить его в «Москвич-410»?

7 Июля 2019 40 одна тыща четыреста девяносто четыре

В мемуарах головного конструктора завода МЗМА/АЗЛК Александра Фёдоровича Андронова есть много увлекательных эпизодов, любой из которых достоин отдельного исторического исследования. Сейчас мы вспомним один из самых узнаваемых: глава Русского страны Н.С.

Блажь Хрущёва - как сделать джип за 10 дней и перевоплотить его в Москвич-410
Хрущёв вызвал Андронова на совещание и отдал приказ за 10 дней сконструировать и представить автомобиль завышенной проходимости. Макетный эталон сделали в срок, а потом на базе этой разработки появился отлично знакомый нам вэдовый автомобиль «Москвич-410», который выпускали серийно пару лет.

ля начала вспомним, как эта история описана в мемуарах Александра Фёдоровича: «Однажды управляющих отрасли и меня вкупе с ними вызывает к для себя Н.С. Хрущев и начинает разъяснять достоинства автомобилей типа 4х4 над обыденным типом 4х2. В конечном итоге Никита Сергеевич отдал приказ в десятидневный срок представить ему автомобиль 4х4 на базе «Москвича». 10 дней на проектирование и постройку автомобиля уникальной конструкции! И это при том, что завод не имел в производстве легковых автомобилей рамной конструкции». Потом началась многодневная гонка: воспитанные «в духе абсолютной невозможности невыполнения поручаемого задания, работали не жалея сил, как на войне, как во время войны». Осматривая готовый эталон, Хрущёв похвалил: «Сделали? Ну, и молодцы! Подработайте и запустите в производство». Этот отрывок из мемуаров, неоднократно растиражированный в вебе и журнальчиках, сам по для себя достоин детализированного исследования, но в этом случае он станет отправной точкой нашего рассказа о рождении “Москвича-410”.

.

Сначала, необходимо отметить, что срок для конструирования автомобиля – 10 дней – вправду полностью мистический. Даже если новенькая модель унифицирована с существующими, на первую стадию опытно-конструкторских работ нужно более полугода – за этот период времени можно собрать настоящий макет. Весь срок конструирования новейшей модели посреди 50-х годов прошедшего века занимал пару лет.

Дату, когда Хрущёв отдал таковой авантюрный приказ, Андронов не озвучил, но попробуем наметить её приблизительно. Устное указание Хрущёва должно было подтверждаться письменным приказом по полосы Министерства авто индустрии СССР, которому подчинялся завод МЗМА. Уже установлено, что официальное распоряжение начать конструирование «Москвича-410» тогдашний министр Н.И. Сторкин отдал восемь августа одна тыща девятьсот 50 5 года. Рискнём прийти к выводу, что Хрущёв вызвал Андронова и управляющих отрасли летом одна тыща девятьсот 50 5 года. Чтоб осознать, какими ресурсами для разработки вэдового автомобиля тогда располагал МЗМА, вспомним, как обстояли дела с машинами завышенной проходимости.

Сначала, этим вопросом уже занимался сам Отдел головного конструктора МЗМА, хотя подробностей понятно не много. Так, уже в одна тыща девятьсот 50 два году в качестве многообещающей модели в отчёте ОГК указывался малолитражный автомобиль завышенной проходимости под условным заглавием «Колхозник». Понятно также, что к одна тыща девятьсот 50 четыре году появился опытнейший эталон автомобиля завышенной проходимости, но без полного привода и на базе старенькой модели «Москвича-401-420». Это был пикап с кузовом типа АПА-7, переделанный из фургона в бортовой.

Блажь Хрущёва - как сделать джип за 10 дней и перевоплотить его в Москвич-410
Ранее в 1951-1953 годах завод выпускал аэродромный пусковой агрегат АПА-7, построив более три 300 таких машин, но в план одна тыща девятьсот 50 четыре года эту модель не включили, и его создание закончилось. Зато оставалась оснастка, позволяющая стремительно выпустить грузовой пикап с теми же кабиной и кузовом. Заместо разработки сложных узлов полного привода попробовали обойтись «малой кровью» – установить шины с внедорожным рисунком протектора типа «ёлочка» и установить дифференциал заднего моста с блокировкой.

В личной беседе именитый историк и ветеран ОГК МЗМА Лев Михайлович Шугуров как-то увидел, что таковой дифференциал «Москвича» разрабатывали «с оглядкой на германские машины времён войны». А мы уже знаем, что после войны в КБ СВАГа в Восточных землях Германии разработали «самоблок» для русской малолитражки. Легла ли в базу редуктора того пикапа германская разработка, либо это была уникальная мысль - архивных документов, проливающих свет на этот вопрос, мы пока не отыскали. Зато понятно, почему Хрущёв так настаивал на преимуществах автомобилей 4х4 перед машинами 4х2. Это был сигнал, что пора поменять направление работ и делать обычный полный привод. В одна тыща девятьсот 50 5 году завод уже интенсивно готовил новый «Москвич-402-425», и были все предпосылки скооперировать полный привод с новым кузовом.

О том, чтоб взять за базу грядущего «Москвича-410» какую-то иномарку, речи не шло. Не было тогда за рубежом массовых вэдовых джипов с несущим кузовом, выпускаемых для езды по дорогам общего использования - тут русские конструкторы вправду шли впереди всего мирового автопрома. Но ОГК МЗМА мог по полной программке использовать опыт коллег с ГАЗа. В одна тыща девятьсот 50 три году начался серийный выпуск рамного легкового джипа ГАЗ-69. Этот автомобиль был разработан ещё в конце 40-х. Он пришёл на замену выпускавшемуся с войны ГАЗ-67Б, отличаясь от предшественника фронтальной подвеской на паре полуэллиптических рессор и глубочайшей унификацией с «Победой», ЗИМом, ГАЗ-51 и ГАЗ-63.

ГАЗ-69

Авто с безрамным кузовом и всеми ведущими колёсами тоже, вопреки утверждению Андронова, уже существовали. Но не в мировой, а только в российскей практике, и они в 1955-м были самой свежайшей новинкой. Андронов если и уклонился от правды, то не очень. Это и впрямь было новое, совсем неизведанное в зарубежном автомобилестроении направление. Те же конструкторы ГАЗа во главе с Григорием Вассерманом и Фёдором Лепендиным, что сделали ГАЗ-67 и ГАЗ-69, в одна тыща девятьсот 50 четыре году, снова же под давлением Хрущёва, смогли скооперировать узлы полного привода типа ГАЗ-69 с несущим кузовом «Победы».

Блажь Хрущёва - как сделать джип за 10 дней и перевоплотить его в Москвич-410
Автомобиль М-72, как раз освоенный к лету 1955-го, проектировали с огромным трудом. Пришлось проводить исследование жёсткости кузова «Победы», создавая на заводе целую лабораторию, дорабатывать все узлы «газика», использовать опытнейший задний мост разработки конструктора ГАЗа В.С. Соловьёва.

ГАЗ-М72

Когда это вышло, Г.М. Вассерман, снова же по просьбе Хрущёва, взялся за уменьшенный автомобиль М-73, для которого не кто другой как МЗМА предоставил тогда ещё опытнейший движок грядущего «Москвича-402».

ГАЗ-М73

Тут решающую роль, как обычно бывает, сыграл человечий фактор. Пост головного конструктора ГАЗа занимал Николай Иванович Борисов. С одна тыща девятьсот 40 5 по одна тыща девятьсот 40 девять годы он был основным конструктором МЗМА, и конкретно на его место пришёл Андронов. Меж бывшими сотрудниками сохранялись красивые отношения, Борисов всегда был готов посодействовать Андронову. По словам отпрыска Андронова, Виктора Александровича, «отец выручил Борисова от репрессий». В 1950-м Борисова сняли за низкое качество автомобилей «Москвич». Не боявшийся компетентных органов Андронов заступился за собственного предшественника, в итоге Борисов «отделался» переводом на должность обычного конструктора из Москвы в Горьковатый. Скоро последовал скандал с отставкой известного головного конструктора ГАЗа А.А. Липгарта, и Борисов, имевший опыт аналогичной работы на МЗМА, опять оказался на должности головного, но уже на ГАЗе. Это разъясняет то, почему ГАЗ так просто помогал МЗМА с конструированием силовой структуры кузова «Москвича-402-425».

Г.М. Вассерман и ГАЗ-М73

2-ой принципиальный момент – в одна тыща девятьсот 50 два году старший отпрыск Андрей Александровича Липгарта Ростислав закончил МВТУ им. Баумана, и Андронов взял его на работу в ОГК МЗМА. Позже конкретно он стал ведущим конструктором автомобиля «Москвич-410». Ростислав, вне сомнения, конкретно знал машины, которые делали горьковские конструкторы, много лет ведомые его папой.

Блажь Хрущёва - как сделать джип за 10 дней и перевоплотить его в Москвич-410
По сборке – конструктивным особенностям и расположению узлов шасси – «Москвич-410» повторял «газовские» машины. Мосты с разрезными картерами («чулками»), рычажные рессоры – решения соответствующие быстрее для ГАЗа, чем для МЗМА. Те же рессоры и управляющий редуктор «Москвича-410» взяли готовые прямо от М-20. Это очень упростило задачку постройки автомобиля за 10 дней.

Шасси «Москвича-410»

В конце концов, юный, полный сил Ростислав полностью мог работать днём и ночкой, а ему помогали несколько бывших коллег его отца, конструкторов, перешедших с ГАЗа на МЗМА: Б.Д. Кирсанов (создатель фронтального ведущего моста ГАЗ-61), И.В. Новосёлов (конструктор агрегатов, начиная с М-1), Л.И. Белкин (спец по несущим кузовам), Ю.М. Немцов (конструктор управляющего управления, участник работ по ГАЗ-67) и ещё несколько человек. Ну и другие конструкторы МЗМА, без горьковского прошедшего, тоже умели работать денек и ночь. Им это приходилось делать, только не на войне, а сходу по её окончании: выполняя приказ Сталина, в максимально сжатые сроки они обмеряли и вычерчивали Опель Kadett, готовя документацию на 1-ый «Москвич-400». В конце концов, добавлю, что позже Р.А. Липгарт совладал с более сложной задачей – непривычной в СССР заднемоторной сборкой грядущего «Запорожца».

Фронтальный ведущий мост «Москвича-410»

В мемуарах Андронов отмечает, что «хрущёвский» джип строили из «ранее делавшихся на МЗМА и ГАЗ’е экспериментальных конструкций время от времени разрезая и сваривая не только лишь детали, но даже и узлы». На сей день найдены два фото того самого автомобиля.

Тот макетный эталон, построенный за 10 дней

Вид сзади снят на заводской аллее, на местности МЗМА летом. Вид прямо впереди – в цехе, во время испытаний на угол опрокидывания. Кузов – от опытнейшего эталона «Москвича-402-425», очень отличавшийся от будущей серийной модели. Это то, что имелось под рукою. Машина прошла тесты, и резать её, переделывая в полный привод, было «не жалко».

Макетный эталон.

Блажь Хрущёва - как сделать джип за 10 дней и перевоплотить его в Москвич-410
Тест на опрокидывание

Заводской отчёт одна тыща девятьсот 50 5 года гласит, что при постройке макетного эталона были применены узлы шасси машины М-73. Это «сходится» с информацией, как будто эталоны М-73 после испытаний в Горьком были переданы на МЗМА. Позволим для себя допустить, что, строя автомобиль за 10 дней, конструкторы и рабочие экспериментального цеха использовали также серийные горьковские узлы от ГАЗ-69 и от М-20. Их и впрямь потребовалось бы разрезать, чтоб приспособить к «Москвичу».

ГАЗ-М73

Позже на «серьезное проектирование, изготовка образцов, доводку, тесты, переделки» ушли месяцы. К новогодним праздничкам 1955-1956 годов ездили своим ходом бывалые эталоны машины, называвшейся вначале «Москвич-410-425А». Она уже отличалась формой кузова серийного «Москвича-402». Ведомственные тесты «Москвича-410» проходили через год, с декабря 1956-го по февраль 1957-го.

Тесты «Москвича-410»

В марте такого же 1957-го устроенный на МЗМА цех малых серий передал в сбыт 1-ые товарные авто этой модели. Ещё через год машину пришлось модернизировать, приспосабливая к ней новый более мощнейший движок «Москвича-407»: в коробке пересмотрели передаточные числа, добавили одну ступень, занесли другие конфигурации.

В итоге летом 1958-го на джип переиздали Технические условия, и вэдовый автомобиль стал называться «Москвич-410Н». В сентябре такого же года «созрел» и универсал «Москвич-411», в каком применялось около шестьдесят наименований уникальных «411-х» деталей, не схожих с уже имевшимися «Москвичами» моделей 407, 423, 410.

Пусть конвейерная жизнь машин семейства «Москвича-410» вышла очень недлинной – их «задушила» теснота «старой территории» завода МЗМА, где было трудно сразу выпускать обыденные и вэдовые машины, но сроки их разработки и внедрения в создание беспримерны. Для сопоставления, у ВАЗа на опытно-конструкторские работы по «Ниве» ушло 6 лет – 1970-1976, а на освоение выпуска пригодился ещё год до 1977-го. Чтоб сделать так стремительно и уверенно такие неслыханные зарубежными компаниями машины, как ГАЗ М-72 и «Москвич-410», были нужны очень способные, бывалые и трудолюбивые конструкторы. Такие, как Андронов и его товарищи по ОГК.

Безусловно, помните, что можно купить шины в спб, которую позволено наметить для зимы, и это по возможности надежные летние колеса. Для осени предлагается купить новые шины. В прочем Раз вы пожелаете эксплуатировать колеса на джипах, то купить легко шины номенклатуры Sport Utility Vehicle в магазине шин с лучшими ценами "Шины Питер". Так же помните, что можно купить колеса в спб, которые имеется возможность предпочесть для холодной осени, и это быть может крепкие летние колеса. Для весны советуем купить зимние шины. В прочем если вы возжелаете использовать шины, которые надо купить в интернет магазине спб шины, то купить легко колеса номенклатуры Sport Utility Vehicle в магазине резины с низкими ценами "север авто".