вторник, 24 сентября 2019 г.

Гроза народных депутатов - тест-драйв танка Т-80


Гроза народных депутатов: тест-драйв танка Т-80

10 Мая 2019 одиннадцать тыщ девятьсот шестьдесят 6

В танке Т-80 особенно практически всё: газодизельный движок, расход горючего, скорость, отсутствие жёсткой механической связи меж мотором и ведущими катками… И теснота. Самой сложной задачей в Т-80 оказалось попасть на место механика-водителя, а вот ненамеренно заглохнуть здесь просто нереально.

Гроза народных депутатов - тест-драйв танка Т-80
И это тоже особенно. И то, что 1-ый приметный “боевой” опыт эти танки получили только во время обстрела ими же строения Верховного Совета Русской Федерации с народными депутатами снутри, тоже любопытно.  

А ну-ка стремительно!

тобы там ни гласили, но танк - это всего-лишь пушка на колёсах. Поточнее, на гусеницах. Да, эта пушка обвешана бронёй и другими средствами защиты, она может стрелять на ходу, защищать экипаж, её учат “видеть” ночкой и другим увлекательным штукам. Но задачка у неё одна: убить как можно больше других таких же пушек и людей снутри их.

Потому от каждого нового танка обычно требуют одно и то же: уметь дырявить броню техники других государств. Наши танки должны быть в состоянии угробить хоть какой танк НАТО, а хоть какой танк НАТО - размолотить наш танк. Потому нередко основное внимание при проектировании танка уделяют его вооружению, и уже потом - защите. С Т-80 вышло чуть по другому: от него сначала добивались... скорость!

С одна тыща девятьсот шестьдесят девять по одна тыща девятьсот восемьдесят год главным танком Русской армии был Т-64А. Его скорость по шоссе составляла 45-50 км/ч. Если сначала 70-х это было обычным, то к началу 80-х такая скорость оказалась уже очень низкой. И это невзирая на то, что дизель  5ТД был разработан специально для этого танка и был по тем временам довольно продвинутым (700 л.с., два 050 Нм при всего 13,5 л объёма). Прирастить скорость можно было только одним методом - изобретать принципно новый мотор. Беря во внимание среднюю массу танков такового типа в 40 тонн, новый движок был должен быть сильнее предшествующего на очень благопристойную величину.

Ещё в одна тыща девятьсот 50 семь году на Кировском заводе выстроили опытнейший “объект 278” - машину с газотурбинным движком ГТД-1 мощностью один 000 л.с. Но конструкция оказалась сырой, отчего проект так и остался проектом.

За длительное время до начала проектирования Т-80 (на то время - “объект 219”) русским конструкторам пришла в голову просто неописуемая мысль поставить в танк движок от вертолёта. Нет, ну а что: здесь и не плохая мощность, и надёжность… Таковой танк сделали. Это была модификация Т-64Т с ГТД-3ТЛ (700 л.с.) Да и это волшебство техники надежд не оправдало: оно очень очень тряслось от вибраций вертолётного мотора, жрало очень много горючего, а места для экипажа фактически не осталось совсем. К тому же выяснилось, что из-за роста скорости практически до шестьдесят км/ч (а это было очень неплохим показателем), танк придётся переделывать вполне: не управлялись коробка и ходовая часть. Волей-неволей (поточнее, совместным по­становлением ЦК КПСС и Совета министров СССР) конструкторам пришлось засесть за проектирование принципно нового танка. Но непременно - с газотурбинным движком.

Разработка и тесты нового танка затянулись на семь лет, и готов он был только к одна тыща девятьсот 70 6 году. Выпуск первого в мире газотурбинного танка наладили на том же Кировском заводе.

Вот так и вышло, что танк стал резвее, хотя и вооружение, и часть брони Т-80 всё-таки унаследовал от Т-64А.

Всё напротив

К чему на данный момент стремятся фактически все автоконцерны? Не считая получения прибыли, конечно? Да, все желают сделать машину, которая снутри покажется больше, чем снаружи. У производителя танка таковой мысли не было.

Снаружи танк и взаправду вышел огромным: семь метров длиной (по корпусу, без пушки) и 3,5 - в ширину. Снутри всё обстоит по другому.

Публикация от Колёса.ру (@kolesaru)

До того как лезть на место мехвода (кстати, из башни я туда так и не сумел пролезть), поглядим, почему здесь всё так обидно. Во-1-х, газотурбинный движок оказался достаточно массивной штукой.  Два независящих турбокомпрессора и силовая турбина наращивают его размер и занимают много места. Ну, а не считая того - расход горючего. Он просто огромный - 100 50 л. в час. А это означает, что с собой необходимо возить большой припас горючего.

Гроза народных депутатов - тест-драйв танка Т-80
И в Т-80 спрятано целых тринадцать баков! Поточнее, спрятано восемь - они стоят снутри. А ещё 5 - на полках над гусеницах. И вот эти 5 баков сжирают много внутреннего места. Оно и понятно: их объём - один 140 л..

Кстати, ГТД может работать и на реактивных топливах ТС-1 и ТС-2, и на солярке, и даже на бензине (правда, низкооктановом). В целом сборка для танка обычная. Корпус имеет три зоны. В фронтальной размещается отделение управления с местом механика-водителя, боевое отделение с местами командира и наводчика занимает среднюю часть, а в задней части размещено моторно-трансмиссионное отделение. Направьте внимание: здесь в экипаже только три человека, а не четыре, как это было в Т-62, чей тест-драйв мы не так давно публиковали. Куда разделяй четвёртого и как там соображают на троих? Здесь всё просто: в Т-80 уже пропала необходимость в заряжающем. На танке стоит 125-миллимет­ровая гладкоствольная пушка 2А46-1 с автоматом заряжения. Последний достался от танка Т-64БВ. По мере надобности пушку можно зарядить и вручную, хотя развернуться со снарядом в башне будет проблематично: просторнее от отсутствия заряжающего не стало.

В башне посиживают два человека: командир и наводчик. Само собой, в бою голову из танка лучше не высовывать, потому их места оборудованы перископами, а место наводчика - ещё и прицелом ТПД-2-49 со стереоскопическим оптичес­ким дальномером. Не считая того командир может пострелять и сам. Для этого у него есть 12,7-мм пулемёт НСВТ “Утёс”. Правда, для этого ему придётся высовываться из собственного лючка.

До того как попробовать просочиться на место мехвода, поглядим танк снаружи.

Железо, бревно и пыль

И 1-ое, что мы лицезреем - непонятные резиновые накладки на гусеницах. Зачем танку таковой наряд Наташи Ростовой на первом балу? Очевидно не для красы. По сути этот резиновый обвес не совершенно резиновый и не совершенно обвес. Это  - противокумулятивные щитки. А изготовлены они из армированной резины с броневыми плитами. Работает эта штука просто: кумулятивный снаряд, парящий в танк, подрывается об этот щит, после этого до брони борта и коробки основной заряд уже не достаёт. А ещё в этих щитках есть прорези, по которым, как по подножке, можно просто забраться на броню. В конце концов, это просто прекрасно. Сейчас поглядим на танк сзади. К корме танка прикреплено обыденное бревно, окрашенное в неунывающий армейский зелёный цвет. Для чего танку это полено? Хоть какой образованный человек знает, что это не полено, а особое “оборудование для самовытаскивания”. В это оборудование входят трос (и не просто трос, а некий царь-трос) и набор креплений. Если танк увязнет, бревно крепится к гусеницам, после этого он на теоретическом уровне может выкарабкаться из грязищи.

Ещё внимание завлекает непонятного вида труба, стоящая горизонтально на корме. Это - набор оборудования подводного вождения танка (ОПВТ).

Гроза народных депутатов - тест-драйв танка Т-80
Да, этот танк может ездить на глубине до 5 метров, хотя военные почему-либо это именуют бродом. Для этого нужно установить набор, который по большенному счёту нужен только для забора воздуха. А воздух здесь  - это вопрос жизни и погибели.

Есть у янки таковой танк - M1 Abrams. Миролюбивые бойцы с его помощью распространяли демократию практически по всему миру. К примеру, в Персидском заливе. В главном он там вел войну с иракскими Т-55 и Т-72, причём с последними - с трудом. Итак вот у этого танка тоже газотурбинный мотор. И в песках он показал себя плохо: пыль и песок, попадающие в турбины, убивали мотор очень и очень стремительно. А пока ГТД был ещё живой, южноамериканским военным приходилось повсевременно очищать от песка бумажные воздушные фильтры. В конечном итоге испытание пустыней Абрамсы не прошли. А вот у Т-80 система забора и фильтрации воздуха изготовлена совершенно по другому. Во-1-х, здесь стоит блок воздухоочистителя инерционного типа (а не фильтр, как на Абрамсе). И только после него воздух проходит через воздушные фильтры соплового аппарата турбины высочайшего давления. Во-2-х, пыль отсасывается 2-мя вентиляторами. Есть ещё одна мера предосторожности на тот случай, если пыль либо песок всё-таки попадут в мотор. Поточнее, две - система сдува пыли и система вибрационной чистки. 1-ая выдувает пыль из межлопаточных каналов рабочих колес компрессоров, а 2-ая очищает корпус и лопатки соплового аппарата турбины в этом случае, если пыль в камере сгорания уже расплавилась. А она это сделать может - температура здесь подымается далековато за один 000 С.

А где же тормоз?

Ну, а сейчас самое увлекательное: как на этом танке ездить? А ездить на нём проще, чем попасть за рычаги. Я просто не сумел проползти из башки под казённой частью пушки на место водителя. Выручил лючок. Узенький, тесноватый, очень неловкий, но хоть какой-то… Правда, его поначалу нужно открыть, а сделать это можно только изнутри. Потому более малогабаритному человеку пришлось лезть вовнутрь и крутить ручку, похожую на ручку старой мясорубки. Лючок подымается выше, потом на оси поворачивается в сторону. Отбросить его нельзя.

Сидение водителя смотрится некрасиво.  Но мы же в танке, здесь мелочей не бывает… Потому в сидение есть вставки, которые прикрывают мехвода снизу от вероятного гамма-излучения при передвижении по заражённому участку. Кстати, такую же функцию несут внутри себя и топливные баки, установленные снутри корпуса. Так вот оно - место водителя. Обзор тут лучше, чем в Т-62, ну и сидишь прямо по центру, а не слева, но… Но всё равно практически ничего не видно. Из удобств - вентилятор перед лицом. Что ж, хоть за это спасибо.

Попробуем соединять практику с теорией.

Гроза народных депутатов - тест-драйв танка Т-80
И начнём с того, что хотя  педали три, это не совершенно обычные нам сцепление, тормоз и газ. Здесь всё труднее. Традиционного сцепления здесь нет вообщем. Бортовых планетарных коробок передач вообщем две, а рычаг КПП - один. И всё-таки при разгоне эти 40 два тонны валят так, что в кресло вдавливает, в особенности на нижних передачах.

Левая педаль - это педаль РСА (регулируемого соплового аппарата). Он изменяет частоту вращения свободной турбины за счёт конфигурации угла поворотных лопаток в проточной части мотора перед её рабочим колесом. Свободная турбина через редуктор соединена с коробкой. Эту педаль используем и как сцепление, чтоб включить передачу, и с её же помощью тормозим движком. До того как включить передачу (две коробки, по одной на каждой борт, управляются одним “рычагом избирателя скорости”, перемещаемым по гребёнке), педаль нужно выжить. Лопатки РСА встают в таковой угол, при котором турбина перебегает в режим нулевой мощности. Кстати, вот это отсутствие жёсткой механической связи мотора с коробкой и не даёт танку заглохнуть, даже если упереть его в стенку. Так, отпускаем педаль и  удивляемся. Танк едет не сходу, а с маленькой задержкой. Отчего она возникает - я точно сказать не могу. Зато потом…

Разгон у танка очень быстрый! А по сопоставлению с дизельным - и не таковой гулкий. Если слушать танк, встав сзади него - да, это грохот свалки на Чудском озере. А с других сторон и даже снутри громче всего слышны крики турбин. И ещё одна особенность - это лёгкие рычаги управления поворотом. Они с гидросервоприводами, и тянуть их со всей дурачься не нужно. А вот осознавать, как они работают, просто непременно.

Со стороны метод кажется сложным. Если рычаг потянуть не очень, то передача с этого борта просто выключится. Тянем далее - радиус поворота сокращается за счёт пробуксовки фрикционов включения. И если этого не много, тянем ещё. Сейчас бортовая коробка скидывает на одну передачу вниз. И всё это происходит очень плавненько. Так, что не зная, что происходит с механизмами, их работу не замечаешь. Понятно, что на месте танк можно развернуть лишь на первой передаче. Ну, либо задней. Кстати, всего фронтальных передач четыре, задняя - одна.

Так же, как и Т-62, Т-80 веселит очень плавным ходом.

Гроза народных депутатов - тест-драйв танка Т-80
Здесь стоит схожая персональная торсион­ная подвеска с гидравлическими телескопическими амортизаторами обоестороннего деяния. А вприбавок - гусеницы с резиновыми бего­выми дорожками и резинометаллическими шарнирами. Они не только лишь обеспечивают внезапный от танка комфорт, но ещё и не так очень гремят.

Ложки дёгтя

Мы не стали говорить про некие мелочи, которые делают Т-80 ещё круче. К примеру, про то, что выброс у него отведён как можно далее от моторно-трансмиссионного отсека, чтоб обезопасить механику от самонаводящейся ракеты (она летит на тепло). Что набор оборудования подводного вождения танка размещен таким макаром, чтоб дополнительно защищать собой всё тот же движок. Промолчали о том, что в Т-80 есть система защиты от орудия массового поражения и даже система самоокапывания, при помощи которой танк может сам стремительно окопаться. Дифирамбов ему напели много, в особенности на данный момент, когда хвалить русскую технику стало очень стильно. Давайте лучше побеседуем о недочетах. А недочет у него на самом деле один - тот мотор ГТД-1250. У него есть по последней мере четыре слабеньких места. Во-1-х, его нереально отремонтировать в полевых критериях. И не в полевых обычно тоже - проще поменять. Очень уж он сложен.

Во-2-х, его ресурс всё-таки здорово ограничен. Он расходует столько воздуха (до четыре кг/с), что как его не очищай, пыль вовнутрь всё-таки попадает. И турбина изнашивается довольно стремительно. Приплюсуем сюда 1-ый недочет и обидно вздохнём. Правда, турбину можно поменять раздельно. В-3-х, этот мотор страшенно дорогой в производстве. За его стоимость можно приобрести десяток дизелей. И, в конце концов, последнее. Огромный расход горючего очень уменьшает припас хода. У Т-80 по шоссе он составляет около триста 50 км, а у такого же Т-64А он может достигать семьсот км. Правда, наибольшая скорость Т-64А по шоссе около 50 5 км/ч, а у Т-80 по паспорту 70, а по факту - все 100. Всё это привело к тому, что Т-80 так и остался единственным массовым танком с ГТД. Более поздний Т-90 - дизельный (хотя это всего только модернизация Т-72Б, танка с практически сорокалетней историей),  “Армата”, глохнущая на параде, тоже веселит дизельным мотором и неимоверной закупочной ценой (именуют числа от триста до 500 миллионов рублей). Так что, может, и Т-80 был не так плох.

Безусловно, не забывайте про шины, которые допускается заказать для пасмурной погоды, и это должно быть качественные всесезонные покрышки. Для лета рекомендуется купить летние шины. Возможно когда вы захотите использовать покрышки, которые надо купить в интернет магазине спб шины, то купить без проблем покрышки направления Sport Utility Vehicle в магазине колес с лучшими ценами "Хорошие колеса". Так же помните, что можно купить шины в спб, которую не запрещается избрать для зимы, и это возможно будут надежные всесезонные шины. Для весны рекомендуем купить хорошие покрышки. В прочем В том случае, когда вы возжелаете использовать колеса на кроссоверах, то купить лучше колеса категории Sport Utility Vehicle в магазине шин с лучшими ценами "Зеленая шина".